ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

25 сентября 2019

ТРИ "КИТА" ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БЮРОКРАТИИ

Недавно Минфин в очередной раз анонсировал сокращение госслужащих. Федеральные ведомства высвободят около 15% работников за 2020-21 годы. Резонно предположить, что региональные и муниципальные чиновники должны готовиться к аналогичному кадровому секвестру.

Идеология сокращения госслужащих не нова. Так, например, Герман Греф неоднократно заявлял о неизбежной "революции госуправления", в которой особая роль отводится искусственному интеллекту, проектному менеджменту и инновациям.

Стоит вспомнить, что сокращения в госслужбе уже неоднократно проводились. И на 10%, и на 30%, а Московская область даже заявляла о сокращении 45% чиновников.

В связи с неоднократно проведенными сокращениями возникает несколько риторических вопросов: Уменьшилось ли число госслужащих? Улучшилась ли управляемость? Ответ однозначно отрицательный. А поэтому процесс оптимизации числа госслужащих иначе как профанацией качественных изменений в системе госуправления и не назовешь.

Все предыдущие попытки не привели к заявленным целям, и количество чиновников не уменьшилось, и управляемость не улучшилась. Если взять основные индикаторы качества госуправления: рост экономики, достижения в социальной политике, качество жизни людей, то ни по одному из них эффективности наших государственных менеджеров не видно. Так может вовсе и не в численности чиновников дело?

Бюрократический аппарат – это всего лишь инструментарий для решения задач госуправления. Вопрос эффективности не всегда зависит от качества и количества инструментов, важнее кто и как этими инструментами пользуется и какой цели они служат.

Мне представляется, что основные проблемы госуправления зависят далеко не от нехватки инноваций или слабой цифровизации. Просто сейчас эти термины удобны для забалтывания реальных проблем и привлечения дополнительных финансовых ресурсов на программы с весьма не очевидным результатом.

Я бы выделил три лежащие на поверхности проблемы госуправления, о которых не говорят, но без решения которых стратегия "революции госуправления" не имеет смысла.

Первое. Отсутствие должного целеполагания реформы госуправления. Ведь чиновники Минфина говорят и о высвобождении бюджетных средств для повышения оплаты труда оставшимся чиновникам. Это разве цель? Разве сама по себе эффективность бюрократического аппарата является основным фактором, определяющим эффективность государства в целом? Сомневаюсь.

Второе. Ненужная перегруженность системы госуправления. В этом смысле соглашусь с Германом Грефом, который указывает на избыточность процессного менеджмента в этой системе. Чиновники напрочь утонули в верстке планов, отчётности за их исполнение, КРI-мониторинге, 5S-систематизации.

Короче, при отсутствии ясной цели у самого органа власти, чиновников приходится загружать процедурами контроля, отчётности, мониторинга, причем, в ходе реализации частных задач, которые, чаще всего, не имеют непосредственного отношения к стратегической цели.

И последнее. Нагромождение подразделений и даже целых госорганов просто под "нужных" людей. В качестве иллюстрации вспомним про правительственную комиссию по координации деятельности "Открытого правительства". И таких примеров сотни как на федеральном уровне, так и на региональном.

Не отстаёт и местное самоуправление. Так, в администрации Одинцовского городского округа в Московской области у Главы 12 заместителей. Такого количества должностных лиц не бывает даже в правительствах некоторых стран.

Усугубляет ситуацию и фактор партийной принадлежности. Часто не профессионализм, а партийно-политическая лояльность становится критерием кадрового подбора на руководящие должности в госуправлении.

Все эти три фальшивых "кита", на которых и держится наша бюрократия, тесно взаимозависимы. Создание ненужных структур вызывает низкое качество подбора кадров. А неквалифицированных работников "занимают" пустой бумажной деятельностью. Бюрократическая машина начинает обслуживать саму себя и утрачивает способность работать на цели устойчивого развития государства.

Олег ВОЛКОВ

Парламентский урок в Мособлдуме для раменских студентов
Раменский округ: Баулинский лес защитит новый охранный статус
Игорь ЧИСТЮХИН: строительство путепровода в Раменском городском округе будет реализовано
Приём жителей в Жуковском и Раменском
Лобня: спорт для всех – молодых и пожилых
Программа партии
Руководство
Устав партии
История партии
Контакты
Вступить в партию