ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

21 марта 2019

Подводные камни сингапурской методики преподавания

На днях министр образования региона Ольга Забралова бодро отрапортовала о том, что обучение на тренингах по сингапурским методикам преподавания пройдут около 750 учителей и директоров школ Подмосковья.

"Прошедшие кеурс педагоги развивают в учениках востребованные в современном мире навыки 4K: коммуникации, креативности, критического мышления и коллаборации", – объяснила Забралова.

Первое, что несколько удивило в этом заявлении педагогического министра, это слово "коллаборация". Только в самое последнее время этот термин французского происхождения стал использоваться в нейтральном значении совместной деятельности, да и то в основном в переводной методической литературе.

А для людей более старшего поколения, да и просто образованных граждан, этот иностранный термин многие годы обозначал "умышленное сотрудничество с врагом в ущерб своему государству". По сути, коллаборационизм – это государственная измена...

Наверное, в такой чувствительной сфере, как образование, имеет смысл избегать подобной неоднозначности, тем более, что в русском языке есть вполне адекватная замена: учебная работа в команде. Но главное, в конце концов, не в словах. Бывает. Помощники не подумали, а министр не обратил внимания...

Куда больше тревожит другое. В ряде регионов России эту заграничную и далеко не бесспорную методику стали слишком активно внедрять "сверху". А это, естественно, вызывает протест как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Есть опасение предполагать, что Подмосковье это именно такой случай, потому что министр Забралова подкрепляет свои тезисы в пользу сингапурской методики неубиваемым в бюрократической среде Подмосковья доводом. Мол, Губернатор Андрей Воробьев неоднократно заявлял, что подмосковное образование должно быть конкурентноспособным.

Использование сингапурских обучающих технологий, утверждает министр, способствует росту интереса к предмету, ускоряет процесс обучения, способствует сотрудничеству учителя и ученика. Кроме того, после обучения педагогам становится легче работать в коллективе.

Однако вряд ли подмосковное педагогическое сообщество полностью и повсеместно придерживается того же мнения. Но в условиях нажима сверху мнения самих педагогов уже и спрашивать никто не станет, а распространение сингапурской "педагогики" скорее превратится в начетничество и стремление угодить вышестоящим инстанциям.

А вот уже и первые результаты. В прошлом году опыт сингапурских коллег переняли более трех тысяч подмосковных специалистов. А сейчас тренинги (опять же, не самое лучшее слово для повышения квалификации педагогов) пройдут на территории Балашихи, Дмитрова, Домодедова, Дубны, Клина, Мытищ, Химок, Пущина, Шатуры, Сергиева Посада, Щелкова, Раменского и Лотошинского районов.

Обратного хода уже нет. Еще в феврале 2018 года Министерство образования Московской области и сингапурская компания Educare International Consultancy подписали соглашение о сотрудничестве. Не мешало бы знать, на какой финансовой основе подмосковные власти пришли к такому соглашению.

Ведь помимо сингапурских практик в подмосковном образовании полно проблем, требующих неотложного решения и немалых средств. До конца 2020 г. "кровь из носа" надо провести капитальный ремонт по меньшей мере в 120-ти школах,среди которых полно зданий еще до 1967 года постройки. В общей сложности в регионе 350 школ, требующих капитального ремонта. А еще необходимо обновление оборудования, закупка пособий и массовое приобретение компьютерной техники.

Если же касаться самой методики, то надо сказать следующее. Как известно, традиционное обучение основывается на принципе "учитель – ученик", проходит в виде лекции, за урок успевают ответить, как правило, два-три ученика. В центре такого урока учитель – источник информации. В сингапурской методике обучения все не так.

Она представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков ЛЕГО, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности. Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Всего структур около 250.

Многие российские специалисты считают, что в сингапурской методике немало недостатков. Прежде всего, надо сначала научить и учителей, и учащихся. Для этого учитель должен найти время на обучение на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат времени и усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Азиатские структуры выхолащивают суть работы педагога, который больше не должен искать пути донесения информации, а лишь подобрать подходящие модули для урока и сгруппировать их в различных комбинациях, нацеленных на взаимодействие "ученик – ученик" и "ученик – учебный материал", но не на модель "педагог – ученик". При сингапурской методике дети просто тупо "натаскиваются" на автоматизм выполнения действий да еще по иноязычной команде.

Например, по мнению Людмилы Рябиченко, руководителя общественного движения "Семья, любовь, Отечество", исключение из процесса образования учителя как "детоводителя", имеющего доступ к формированию мировоззренческих и ценностных установок ученика, делает обучаемых инертной массой, которая может быть легко управляемой и моделируемой извне.(http://rospisatel.ru/novosti/nov549.htm)

Сергей КРАВЧЕНКО

Кандидат физико-математических наук

Депутат Мособлдумы наградил главного тренера сборной России по бадминтону
БЛАТ*
Обещание светлого будущего
Мусорные протесты в Сергиевом Посаде
Игорь Чистюхин провёл приём жителей
Программа партии
Руководство
Устав партии
История партии
Контакты
Вступить в партию