СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области

постоянный адрес материала: http://mosobl.spravedlivo.ru/005164235.html

Утилизация ТБО: нужен серьезный общегосударственный подход

15 марта 2019

14 марта фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе провела по инициативе депутата Дмитрия Ионина видеоконференцию на тему "Экологическая справедливость: опыт и перспективы решения проблем переработки и утилизации мусора". В ней приняли участие депутаты и эксперты региональных законодательных собраний от Партии СР.

Видеоконференции затронула сверхактуальный вопрос о мусорной реформе. То, что законодательные новации в этой сфере не заработают в полной мере к моменту старта намеченной в стране реформы, понимали и её сторонники, и её противники.

Есть ли возможность "заморозить" реформу? Уверен, что нет, как нельзя в одночасье прекратить создавать мусор, т.е. производить отходы жизнедеятельности.

До определённой поры мусорный бизнес был кормовой базой околокриминальных структур, реформа переводит эту сферу в относительно прозрачные коммерческие отношения. Но, на мой взгляд, ни тот, ни другой варианты не могут сосуществовать в гармонии с общественными интересами.

Сложилась такая ситуация, когда вопрос регулирования оборота отходов жизнедеятельности (ТКО, промышленные отходы, медицинские отходы) требует мобилизации сил на уровне государства. Требует кампании, по масштабам сопоставимой с электрификацией или коллективизацией начала прошлого века.

Целеполагание в этом вопросе – создание таких условий, когда отходов, требующих захоронения, не существует вовсе.

Выделю пять основных аспектов данной проблемы. Без иерархии и последовательности, поскольку каждый важен сам по себе и требует создания строгого регламента достижения цели.

Социальный аспект

Нация через свои общественные институты, через местные сообщества должна быть вовлечена в процесс решения проблемы. А это требует восстановления доверия между обществом и властью, хотя бы по этому вопросу. Не манипулирования и моделирующих рейтингов мнений, а именно искреннего конструктивного доверия. Энергию власти надо направить не на силовое подавление протестных настроений, а на организацию диалога по существу, не на пиар проектов, а на их деловое обсуждение. Люди должны стать сторонниками процесса, а не его протестной стороной.

Экологический аспект

Благоприятная, здоровая среда проживания. Сохранение флоры и фауны нашей страны, водных и лесных ресурсов. Вот это и есть основной критерий принимаемых решений, требующий создания многоуровневого экспертного анализа. Экспертного анализа и государственного, и общественного.

Экономический аспект

Камень преткновения на сегодня – ценообразование при предоставлении услуг оператором. И это формально не проблема, поскольку Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 и Приказ Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр определяют комиссионный способ проверки и контроля этого вопроса.

Но этот вопрос явно нуждается в более предметном обсуждении. Кто и на каких этапах оплачивает мероприятия по созданию системы оборота мусора. Бюджетные средства, кредитные и инвестиционные ресурсы, оплата услуг населением. Люди уже напряглись от того, что платить за мусор пришлось в два-три раза больше, а изменений никаких не произошло.

Мы же ориентируемся на стереотипы предыдущего печального опыта. А они далеко не стимулируют доверия к инициативам власти. Идея с долевым строительством – деньги собрали, а масса людей остались без жилья. Капремонт – деньги собирают, а работы проводятся некачественно и несвоевременно. Пенсии – взносы плати, а с пенсией подождёшь... и т.д.

Цена любого товара должна содержать возвратную и инвестиционную часть. Система приёма вторсырья должна быть воссоздана на принципах экономической целесообразности. Культура потребления человека и обращения с отходами должна воспитываться не лозунгами, а экономическими стимулами.

Промышленное производство на основе вторсырья должно стать экономически выгоднее, нежели извлечение и переработка традиционных природных ресурсов. И налоговая система в состоянии решить эту проблему.

Организационный аспект

Начну с вопроса. Почему житель Волоколамска должен с энтузиазмом воспринять идею чиновника из Красногорска по поводу того, что мусор, который "создал" житель Барвихи, будет сжигаться в Волоколамске?

Местное сообщество в большей степени будет мотивировано на решение проблемы обращения с отходами, если эти отходы местного происхождения.

Масштаб локализации оборота отходов – поселение, муниципалитет и межмуниципальное соглашение. Всё!

Если Москва хочет сжигать или закапывать свой мусор в Ногинске, то пусть договаривается с Ногинском, а не с Красногорском или федералами. И этот принцип должен быть узаконен. Если Москва не сможет договориться, то дальневосточные гектары с удовольствием примут часть жителей столицы...

Эффективная инфраструктура утилизации отходов жизнедеятельности и производства без участия государства создана быть не может! Места приёма вторсырья, стимулы для его переработки, логистика размещения производств, потребляющих вторсырьё, полномочия участников процесса и т.п. Всё это требует выработки понятного алгоритма, исключающего даже намёк на коррупционную составляющую. Поэтому наличие институтов общественного контроля – наиважнейший элемент организационной структуры сферы ТБО.

Технологический аспект

Как превратить медицинские отходы во вторсырьё, как минимизировать объём мусора для сжигания, как утилизировать радиоактивные отходы? Это прежде всего – компетенция профессионалов: учёных, технологов, экологов. Бизнес в этом вопросе тоже имеет право голоса, но отнюдь не решающего.

В этой важной сфере вопрос выбора между "дёшево" и "дорого" вообще стоять не должен! Единственный критерий – объективная целесообразность и безопасность населения. Точка!

Только такой обязательно комплексный подход позволит снять тему мусора с актуальной повестки дня.

Олег ВОЛКОВ